воскресенье, марта 8

Травести... Приговор или дар божий?

«Золушку» я увидела довольно поздно – всё по той же причине - отсутствия телевизора в родительском доме (см. предыдущую статью) и при любой возможности смотрю всегда - на старости-то лет!.. И всегда плачу. Детский ли этот фильм? Думаю: и «да» и «нет»! Сила его проникновенного обаяния столь велика и неоднозначна, что, кажется - не найдётся такой зритель, который останется равнодушным… Этот бриллиант советской кинематографии, занимает особое место в искусстве - и соперников у него нет. Когда я вижу в очередной раз «Золушку», не могу не думать о созвездии необыкновенных личностей, создавших этот шедевр!.. Боже мой!.. И Шварц; и Гарин; и Раневская; и Меркурьев. Что тут скажешь…
Фильм вышел на экраны в 1947-м!.. Разруха в стране, голодные годы... И вдруг – такой свет! Откуда?.. Всё же дело тут не в идеологии, а в личностях, замечательным образом оказавшихся в одном месте в одно время. Волшебник-Шварц сочинил сценарий сказки ещё в 45-м – подумать только!.. А роль золушки писалась специально для Янины Жеймо…
«От Нью-Йорка и до Клина
На устах у всех клеймо
под названием: Янина
Болеславовна Жеймо...»

Это шутливое приветствие Е. Шварц произносил на праздновании юбилея актрисы – 25-летия её творческой деятельности… Не лишним будет добавить, что ей в тот торжественный момент едва стукнуло 28!.. Крошка Янечка (г. р. 1909) начала артистическую деятельность с трёх лет в цирке, где работали её родители. В пятнадцать лет параллельно с работой на эстраде Янина Жеймо втайне от родных поступила на ленинградский кинокомбинат "Фабрика эксцентрического киноактера" (ФЭКС) в актерскую студию под руководством Григория Козинцева. Уже в 1926 году Янина Жеймо снялась сразу в нескольких фильмах. И всё же она была очень мало востребована и играла в основном детей и подростков. Иногда подолгу приглашений не было – тогда Жеймо посещали депрессии. Она хорошо понимала, что из-за крошечного роста и образа «золотокудрого ангелочка» ей никогда не выйти за пределы своего амплуа: травести…
А ведь очень мало актёров, способных в своей роли отобразить взрослый мир, увиденный глазами ребёнка!.. Эксцентрический, лирический дар Жеймо не сумели использовать в полной мере… Можно сказать, что наш кинематограф проглядел в Янине Жеймо нашу Джульетту Мазину!.. Кто из сегодняшних актёров способен на подобную эксцентрику? Я думаю, что это Лия Ахеджакова! Больше вспомнить не получается…
Так и осталась Янина Жеймо единственной и неповторимой золушкой в нашем кино… Многие годы она занималась озвучкой фильмов. Кстати, Герда в «Снежной королеве» тоже говорит голосом Жеймо. В 1957-м году, вместе с мужем, польским режиссёром Леонидом Жано, Янина покинула Россию и 30 лет прожила в Польше. Больше не играла, о её сугубо частной жизни мало что известно. Умерла Янина Болеславовна в Москве 29 декабря 1987 года.
В своих дневниках Евгений Шварц написал: "Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все ее существо – туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть".

Коробка передач и дети...

…Телевизора в родительском доме моего детства не было. Не по бедности, а из принципиальных соображений. Хотя периодически этот вопрос в семье поднимался – ведь у всех же есть!.. Но не тут-то было! Мама твёрдо держала позиции – дети должны учиться!.. Ящик появился только перед окончанием школы, а там уж и не до него было – надо готовиться к выпускным экзаменам, готовиться в ВУЗ – да к шестнадцати и другие интересы, волнительного свойства, уже обозначились в душе... Таким образом, «ящик» - как говорится - пролетел!.. Потом шесть лет учёбы в архитектурном институте… Семидесятые. И в голову не приходило, что на свете существует телевизор!.. Сколь велика дыра в моём кругозоре от упущенного? Трудно сказать... Наверное, всё же она присутствует. Сейчас, когда меня спрашивают: видела ли я такой-то советский сериал – мало чего могу припомнить… Хотя, конечно, кое-что всплывает в памяти.
Не знаю, как всё происходило у других, но в том сообществе, в котором пришлось мне прожить молодые годы, всегда присутствовала какая-то азартная жадность до всего нового! Казалось, что мы – студенты семидесятых - перестанем понимать друг друга, если кто-то из нас не будет в курсе нового любопытного фильма или неожиданной статьи в толстом журнале!.. Уж про книги – и говорить нечего… Разумеется в те времена с информацией были проблемы. Да и на хороший фильм в «Иллюзион» или в «Дом кино» было попасть не так-то просто! Но умудрялись… А главное – любые наши попытки накопления знаний носили избирательный характер. Всё время стоял вопрос: как вычленить лучшее из доступного!..
О сегодняшних детях я не могу судить со всей определённостью. Но у меня сложилось впечатление, что обилие информации, обрушающееся на детские головы сейчас, слишком велико, а главное – не всегда качественно!.. Мало кто из современных родителей уделяет хоть какое-то время, чтобы сориентировать малышей в этом мутном потоке. В результате наше «светлое завтра» превращается в потребителей!.. – и не больше... Сам по себе постоянно включённый телевизор замусоривает детское сознание. Я наблюдаю такие семьи, где только лишь войдя в дом, принято врубить TV… И что дальше?.. Ребёнок постоянно обитает в пространстве, пересыщенном «пургой», щедро источаемой электронным ящиком (про рекламные «пушки» и говорить нечего!)…
А где тёплое мамино слово? А где семейные беседы за вечерним чаем? А зачем… Кто в доме хозяин?.. Ответ есть – это телевизор!.. Теперь я понимаю, что мои родители отказывали себе в этом удовольствии долгие годы – пятидесятые-шестидесятые… И правильно делали!.. Цементировали семью простыми, доступными способами, например: чтение вслух всей семьёй. С благодарностью вспоминаю – сколько же хороших книжек было прочитано моим усталым, пришедшим со смены отцом, вслух детям на сон грядущий - под абажуром в старой кухне моего детства…
Я испытываю в последние годы антагонистические чувства к этой коробке передач – совсем не смотрю в ящик!.. Кроме раздражения, ничего он у меня не вызывает. Да я уже писала об этом в своей статье «Верочка» несколько месяцев назад. В сущности - телевизор не соединяет семью, а наоборот – разъединяет!.. Сидят домочадцы вроде бы рядом, даже смотрят в одном направлении, в направлении ящика - а каждый, сам по себе – бесконечно одинок…